Site Feedback

«Кто не знает иностранного языка, тот не знает собственного».

"He, who knows no foreign language, doesn't know his own one".

 

Золотые слова. Действительно все познается в сравнении. Я знаю два языка. Но на этих языках я начал говорить с ранних лет. Поэтому, как любой родной язык я учил их без каких-либо сравнений и анализов. Не бился долго над некоторыми непонятными вопросами. Не думал, о значении каждого слова во фразе. Просто повторял то, что уже слышал.

 

В русскоязычную среду я попал где-то в 3-4 годика, и сейчас вспоминаю, что действительно многого не понимал. Ведь ребенок, попадая в любую среду, принимает его как должное, потому-что ему не с чем сравнивать. Единственное, что мне оставалось, смотреть на других и следовать за ними. Вспоминается, как дети (иногда и взрослые) не по-доброму смеялись над теми, кто что-то не правильно сказал. Надо мной тоже смеялись. Это, конечно, было обидно. Какому ребенку понравится, когда над тобой смеётся вся группа во главе с воспитательницей. Долгое время остается страх сказать что-то неправильно, что, конечно, тормозило овладение языком. Но именно они, те, кто смеялся над тобой, были твоими невольными «учителями».

 

Даже в начальных классах я не донца понимал некоторые русские слова, но продолжал учить их наизусть. Как сейчас помню мою любимую в детстве песенку «Катюша», я долгое время пел «Выходила навири катюша». Я, конечно, не знал, что это песня о девушке, ждущей парня с войны. Тогда были в моде фильмы о ВОВ. Даже фраза была «Ну и что, за то про войну». Я был уверен, что эта песня о военной машине, которая была известна как «Катюша».

 

Не важно, сколько языков ты знаешь как родной язык, все равно ты учишь их в основном без каких-либо особых анализов, сравнений. Ты не спрашиваешь где подлежащее, а где сказуемое. Тебе не интересно, что во фразе «мама, игрушку хочу» есть обращение, которое выделяется запятой. Ты просто говоришь, мАмаиглУшкухачУ, потому, что знаешь, что за этим последует. Ну, если не последует, можно использовать последнее средство, но самое первое слово в лексиконе любого ребенка, любой национальности – плач.

 

Другое дело изучение языка в более позднем возрасте. Даже если ты находишься в среде носителей языка, ты не можешь учить язык на уровне, просто запоминаю и повторяю. Тебе обязательно надо сравнивать со своими родными языками. Ведь никто же не будет, как в детстве многократно повторять одно и то же сотни раз и умиляться над каждым твоим пониманием и бормотанием. Поэтому в процессе изучения иностранного языка, мы начинаем невольно задумываться над своим языком. Начинаем понимать, что язык это не математика, где для носителя любого языка 2 * 2 всегда будет 4. Язык живой, а не какой-то застывший постулат. И он жив ровно настолько, насколько он жив в каждом из нас. И только. А произведения, которые остаются на бумаге, остаются всего лишь застывшей страницей в истории языка. И через некоторое время старшие объясняют детям значение отдельных устаревших слов и фраз.

 

Поэтому фразу «Кто не знает иностранного языка, тот не знает собственного» я думаю надо понимать, «Кто не учил иностранного языка, тот никогда не сможет взглянуть со стороны на свой».

 

В 4-м классе случилось одно событие в моей жизни, значение которого я понял намного позже. Это событие – учительница русского языка и литературы Штейн Раиса Николаевна (она русская, а фамилия мужа). Как сейчас помню, она при всем классе поднимает меня и еще одного ученика и просит признаться, кто у кого списал. Сочинение оригинальное, но вторая явно копия оригинала. Мы оба потупились и молчали. Нашлись, конечно, и те, кто начали наперебой говорить, что я не мог этого написать. Больше тройки никогда не получал.

 

И тут она говорит при всем классе, что сочинение весьма оригинальное, и она хотела бы его зачитать. Сочинение того, кто за 3 года в детсаде и 3 года в начальной школе приучили знать свое место.

 

Я полюбил русский язык. Постепенно другие предметы не стали казаться каторгой. Конечно, золотое время было упущено, но все же лучше поздно, чем никогда. Она преподавала нам всего два года. Но за эти два года она дала мне главное – веру в себя.

 

«Пусть земля Вам будет пухом, Райса Николаевна».

 

Для Вас каждый ребенок был загадкой, которую Вы пытались разгадать. Вы пытались понять душу каждого ребенка, но делали это так тактично, что мы даже этого не могли понять и не могли оценить в свое время.

 

«Пусть Вашим детям и внукам в жизни встречаются такие же Учителя и, вообще, хорошие люди как Вы».

Моя учительница «Русского языка и Литературы».

Share:

Comments

 

А кто не умеет плавать, тот не умеет ходить?

Гете не утверждал что "Кто не умеет говорить на другом языке, не умеет говорить на своем". Владеть и знать не одно и тоже.

 

А, понял. Кто не знает как плавать - тот не знает как ходить. Правильно?  :)

 

Это огрехи перевода, Данияр.

 

Гете сказал так: "Кто не знает ничего об иностранных языках, не знает ничего о своем собственном"

“Those who know nothing of foreign languages know nothing of their own.”

http://thinkexist.com/quotation/those_who_know_nothing_of_foreign_languages-knows/295390.html

Я тоже находил этот вариант перевода в интернете. Просто я хотел сказать, что если ты не учил или хотя бы не пытался учить другой язык, ты можешь не понять свой, даже если знаешь как родной больше одного языка.

Родной язык (или родные языки) ты учишь без сравнений, анализов.

Второй язык ты уже не можешь не сравнивать с родной (или родными).

Я, в отличие от Вас, не лингвист, и я не собираюсь с Вами спорить.

Любое утверждение можно оспорить, если очень постараться. Но можно просто постараться их понять так, как того хотел автор. Но, если кто-то решает сравнивать плавание и язык, то это его полное право. Так можно договориться до чего угодно. Было бы желание.

 

1. Я инженер. Люблю ясность мысли и точность слов.

2. "Любое утверждение можно оспорить..." Проверяем.

Как насчет 2х2=4 ?

Можно также найти зашифрованную мудрость в любом бреде.

3. "...то это его полное право" - Очень благодарен. 

4. "...можно договориться до чего угодно"

Действительно можно. А можно не уродовать корявостью своего языка высказывания великих.

Безответственность и профанация погубят мир, если им не противостоять.

5. "...я не собираюсь с Вами спорить." 

В споре рождается истина, не так ли? Это сказал другой великий.

1. Я Вам отчет писал? Может еще что-то любите? Вы только предупреждайте.

2. Вас опять заносит в сторону. Вы прекрасно понимаете, что я имел в виду афоризмы.

3. не стоит

4. корявость языка - опять Вас заносит. У Вас какие-то проблемы?

Вы вообще о чем, чему Вы собираетесь противостоять?

5. Приятно поспорить. Я не спорю. Вы здесь, чтобы искать истину? Ну, тогда Вам, наверно, не ко мне. Я просто, чтобы пообщаться и учить язык.

Я не потею, в отличие от некоторых. Я просто общаюсь. И я допускаю, что много тех, кто со мной не согласен.

здорово написано. я кстати точно также думал что "выходила на берег военная машина"

Не то, чтобы в детстве, а уже, будучи в старших классах, я в полном серьезе почти полчаса искал в энциклопедии и разных словарях (я допускал, что это сложное слово, типа - самосвал) слово Касимсот, Косимсот, Касемсот, Косемсот. Варианты с двумя "сс" с мягким знаком и т.д. Это сейчас, благодаря интернету, я мог бы за несколько минут понять, что я ищу совсем не то. Я столько слышал это слово, видел эту машину. Но так получилось, что опыта чтения названия не было. :)

Кстати, об опыте. Дочка поставила по нашей просьбе электрический чайник на... электроплиту. Чайник успел прилипнуть к плите. Но, слава богу, обошлось.

Сначала я был в шоке, как девочка, которая учиться во втором классе могла додуматься до такого?! Оказалось, она не нашла подставку от чайника (чайник был совсем новый и его подставку не вытащили из коробки) и решила, почему бы не поставить просто на плиту. Я ее понял, когда она спросила меня: "А почему пластмасса не плавится в микроволновке?" Ребенок, который одновременно, научился пользоваться микроволновкой и плитой просто не видит разницы между использованием пластмассовой и железной посуды.

Мы с детства знали наизусть, что спички - детям не игрушка, но это не мешало нам жечь в укромных местах всякие "дымовушки", "капалки" и т.д. Благо не было компьютера, интернета и более ста каналов, оставалось море времени для деятельности в "реале". А она, оказывается, ни разу не жгла пластмассу!!! Какие могут быть бахалки (пугачи), асыки (бабки), лянги, когда весь мир в компе.

Интернет-история одного отца: "Вот до чего наши дети "продвинутые стали". Смотрим с дочкой 6 лет телевизор. Вдруг, на какое-то время застыла заставка. Дочка молча подходит к телевизору и.... выключает и снова включает его.

Add a comment